Образовательная программа

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная

программа в области хореографического искусства.

 

 

Описание образовательной программы.

Образовательная программа «Хореографическое творчество» составлена на основе примерных учебных программ для хореографических школ и адаптирована для преподавания в нашей школе, с учетом сложившихся традиций и особенностей. На сегодняшний день она определяет основной подход ко всем программам учебных предметов на каждом году обучения.

Придерживаясь основных принципов изложенных в программе, преподаватель может, как увеличить, так и уменьшить объем и степень технической сложности материала преподаваемого предмета, в зависимости от состава класса, возрастных особенностей обучающихся,  их физических данных. Преподаватель не может стремиться к прохождению максимального материала в ущерб правильности исполнения и задачам предпрофессиональной подготовки обучающихся. Поэтому данные программы по всем учебным предметам могут быть скорректированы преподавателем, с учетом освоения обучающимися предлагаемого программного материала, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения предлагаемого учебного материала.

 

 

I . Общие положения

 

1.1. Настоящая программа составлена с учетом новых федеральных государственных требований (ФГТ), с учетом требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество», которые являются обязательными при ее реализации детской хореографической школой.

1.2. Программы учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

— выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском возрасте;

— создание условий для художественного образования, эстетического воспитании, духовно – нравственного развития детей;

— приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства;

— приобретение детьми опыта творческой деятельности;

— овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

— подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные программы в области хореографического искусства.

1.3. Все программы разработаны с учетом:

— обеспечения преемственности программы «Хореографическое творчество» и основных профессиональных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства;

— сохранение единства образовательного пространства РФ в сфере культуры и искусства.

1.4. Данные предметные программы ориентированы на:

— воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

— формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

— формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

— воспитывать детей в творческой атмосфере и профессиональной требовательности;

— формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;

— выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению учебной информации, осуществлению самоконтроля, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

1.5. Срок освоения программы «Хореографическое творчество» (в соответствии с новым ФГТ) для детей 8 – 10 лет составляет – 8 лет.

Срой освоения программы «Хореографическое творчество» для детей не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования может быть увеличен  на 1 год.

1.6. При приеме на обучение по программе «Хореографическое творчество» МАУ ДХорШ проводит отбор детей в форме выявления их творческих способностей. Отбор проводится в форме творческих заданий, которые позволяют определить музыкально – ритмические и координационные способности ребенка, а так же его физические и пластические данные.

Предметные программы определяют содержание и организацию образовательного процесса в школе. Они направлены на творческое, эстетическое и духовно – нравственное развитие обучающихся, создания основы для приобретения ими опыта танцевально- исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению хореографического искусства.

Программы обеспечивают достижения обучающимися результатов освоения программы «Хореографическое творчество» в соответствии с ФГТ.

Программа «Хореографическое творчество» включает в себя 2 плана обучения, со сроками обучения 8 лет и с дополнительным годом обучения – 9 лет.

С учетом ФГТ учебный план программы «Хореографическое творчество» предусматривает следующие предметные области:

— хореографическое исполнительство;

— теория и история искусства

 

 

И разделы:

— консультаций;

— промежуточной аттестации;

— итоговой аттестации.

Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из нижеследующих учебных предметов:

 

ПО.01 – Хореографическое исполнительство:

УП.01 – Танец

УП.02 – Ритмика

УП.03 – Гимнастика

УП.04 – Классический танец

УП.05 – Народно — сценический танец

УП.06 – Подготовка концертных номеров

ПО.02 – Теория и история искусств:

УП.01 – Слушание музыки и музыкальная грамота

УП.02 – Музыкальная литература

УП. 03 – История хореографического искусства

 

Вариативная часть дает возможность расширения и углубления подготовки обучающихся, получения дополнительных знаний,   умений и навыков. В вариативную часть введен предмет «Сценическая практика». Это обусловлено необходимостью приобретения детьми творческого опыта, подготовкой особо одаренных детей к поступлению в ССУЗы и ВУЗы культуры и искусства, для продолжения реализации хореографического образования, формирования у одаренных детей навыков, позволяющих осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

 

Аннотации к рабочим программам дисциплин: 

        Программа по предмету  «Танец»

 

1.1.  Данная образовательная программа направлена на воспитание и развитие у детей творческих способностей в области хореографического искусства, создание условий для наиболее полного раскрытия и реализации его способностей. В программе присутствуют современные методики, необходимые для изучения данного предмета.

Опыт показывает, что приобщение к танцевальному искусству следует начинать с детства, ибо юный возраст является лучшей основой для более быстрого и правильного стилевого усвоения танцев.

Главным основанием для построения данной программы выступает ориентация на дифференциацию и индивидуализацию обучающихся. Образовательная программа «Танец» позволяет реализовывать  принцип личностной ориентации в образовательном процессе через определенные условия, способствующие обучающимися с разными возможностями и потребностями достижения начального уровня обучения хореографическому искусству установленного стандарта образования.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста и предполагает ознакомление детей с предметами специального цикла по курсу хореографии и общей культуры.

1.2.  Срок реализации данной программы 2 года.

1.3. Форма проведения занятий:

групповые занятия,

индивидуальные занятия,

мелкогрупповые занятия.

Цели и задачи учебного предмета «Танец» определены для каждого года обучения индивидуально.

1.4.  Общими целями и задачами изучения предмета «Танец» являются:

— развитие творческой личности ребенка посредством танца;

— обучить детей основам хореографии;

— формирование танцевальных знаний, умений и навыков на основе освоения программного материала;

— воспитание у детей интереса по хореографическому искусству, художественный вкус;

— ознакомление детей с разными жанрами хореографического искусства (классический танец, народно – сценический танец, детский Таней).

1.5. Структура программы содержит 3 раздела:

— теория и методика танца;

— практические занятия;

— изучение терминологии.

1.6. Основные принципы программы:

— принцип дифференцированного подхода к детям;

— доступность;

— индивидуальный подход;

— вариативность(увеличение или уменьшение физической нагрузки, изучаемого практического материала).

1.7. Материально – техническая база  МАУ ДхорШ  включает в себя наличие:

— 4-х балетных залов (оборудованы станками, зеркалами, спец.линолиумом);

— технического оснащения : музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, видео и аудиоаппаратура;

— оборудованных мужский и женский раздевалки

— сценических костюмов, танцевальной обуви;

— репетиционной формы.

 

           Программа по предмету  «Ритмика»

 

1.1.   Дисциплина «Ритмика» является первой ступенью в хореографическом образовании. Она способствует формированию общей культуры детей, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, образного мышления, созданию музыкально – танцевальных образов.

Данный предмет является базовым для овладения другими танцевальными дисциплинами и связующим звеном в освоении, в дальнейшем, других учебных предметов по хореографии.

1.2.  Срок реализации  программы предмета «Ритмика» — 2 года.

1.3.  Основной формой учебной работы является групповой урок (состав группы от 11 чел). занятия так же могут проводится в форме мелкогрупповых (от4 до 10 чел), индивидуальных (от 2х чел), раздельно с мальчиками и девочками.

Цели и задачи учебного предмета «Ритмика» определены отдельно для каждого года обучения.

1.4.  Учебная программа по «Ритмике» составлена в соответствии с образовательными потребностями детей, с учетом их возрастных особенностей и направлена на:

— социальную адаптацию детям;

— эстетическое развитие;

— воспитание интереса к искусству хореографии;

— развитие физических данных;

— формирование умений соотносить движение с музыкой;

— воспитание музыкальных способностей.

1.5. Структура методов обучения состоит из:

— наглядного – практического показа;

— словесного – объяснение (образное);

— игрового – учебный материал в игровой форме;

— творческого – самостоятельное создание обучающимися музыкально – двигательных образов.

1.6. Основные принципы программы:

— доступность;

— соответствие материала возрастным особенностям детей;

— обязательность игровых компонентов;

— четкость изложения материала.

1.7. Материально – технические условия  реализации программы предмета «Ритмика»  полностью соответствуют требованиям новых ФГТ:

— наличие оборудованных балетных залов;

— наличие спортивного инвентаря (мячи, скакалки и т.д.) необходимого для занятий;

— наличие аксессуаров для проведения занятий с включением игровых элементов для развития образного мышления.

 

Программа по предмету  «Гимнастика»

 

1.1.  Дисциплина «Гимнастика» — одна из основных в обучении хореографическому искусству. Данная учебная программа очень важна, как на первоначальном этапе обучения, так и в средних и старших классах. Дети, поступающие в хореографическую школу, в основе своей не имеют какой – либо подготовки в области культуры движения, страдают недостатками физического сложения тела, не имеют ярко выраженных профессиональных данных, необходимых для занятий хореографией. Эти факты создают значительные дополнительные трудности при освоении обучающимися материала специальных танцевальных дисциплин, тормозят процесс обучения и развития творческого начала ребенка.

Гимнастические упражнения, отвечающие задачам хореографического обучения, позволяют ускорить исправление физических недостатков и развитие профессиональных данных у детей. Изучение данной программы, отвечающей новым требованиям и предусматривающей межпредметные связи с другими предметами позволяет ускорению исправления физических недостатков и развитию профессиональных данных у детей.

1.2. Основной срок реализации программы по предмету «Гимнастика» составляет 8 лет обучения.

1.3. Уроки гимнастики проводятся в форме:

Групповых занятий .

Мелкогрупповых занятий .

Индивидуальных занятий

(занятия с группой мальчиков, занятия с группой девочек).

1.4. Учебная программа по гимнастике  составлена с учетом возможностей полноценной подготовки обучающихся к хореографической деятельности и определяется принципами:

— воспитание у детей моральных и волевых качеств и правил эстетического поведения;

— развития координации движений;

— обучению искусству владения своим телом в естественных условиях;

— формирование способности к самоконтролю;

— умению концентрировать и распределять внимание:

— обучению навыкам быстрого мышления, самокритичности, сообразительности, настойчивости.

1.5.  Структура программы содержит  два раздела:

— практический – изложение программных упражнений и их разновидностей в определенной последовательности;

— теоретический (методика изучения упражнений).

1.6. Основные принципы программы:

— доступность;

— сознательность и активность;

— наглядность;

— систематичность и последовательность;

— прочное освоение основ изучаемого предмета.

1.7. Материально технические условия реализации программы предмета «Гимнастика» полностью соответствуют предъявляемым требованиям.

В школе есть зал оснащенный тренажерами для развития различных групп мышц, татами, батут, шведская стенка и другой спортивный инвентарь, необходимый для занятий гимнастикой.

 

      Программа по предмету «Классический танец»

 

1.1. Классический танец представляет собой четко разработанную систему движений, которая призвана сделать тело дисциплинированным подвижным и гармоничным. Классический танец с его богато развитой школой учит не только совершенному управлению телом. Его движения и позы дают возможность ребенку найти в совей душе отзыв на благородство движений тела и высоту нравственных идеалов.

В нашей школе классический танец, как учебный предмет закладывает фундамент исполнительской культуры. Однако школа не ставит себе целью подготовку профессиональных исполнителей.

Практический материал дан в расчете на два полугодия.

Система и материал обучения позволяет выпускникам продолжить свое образование в ССУЗах и ВУЗах культуры и искусств.

При использовании этой программы в педагогической практике основной задачей педагогики является передача ученикам опыта художественного творчества, собственный метод видеть мир и людей в зеркале хореографической пластики через технику танца и формулы искусства хореографии.

1.2. Основной срок реализации программы предмета «классический танец» составляет 8 лет обучения.

1.3. Уроки классического танца проводятся в форме:

Групповых занятий — от 11 человек.

Мелкогрупповых занятий — от 4 до 10 чел.

Индивидуальных занятий — от 2 человек.

(занятия раздельно с мальчиками и девочками).

Цели и задачи учебного предмета «Классический танец» определены индивидуально для каждого года обучения.

1.4. Учебная программа по «классическому танцу» обусловлена образовательными потребностями учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

— выявление одаренных детей в области хореографического искусства;

— приобретение детьми знаний, умений и навыков в области классического танца;

— подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные программы в области хореографического искусства.

1.5. В структуре программы содержится 3 раздела:

— теория и методика изучения классического танца;

— практические занятия;

— использование (и изучение) французской терминологии в классическом танце.

1.6. Основные принципы программы:

— вариативность;

— доступность для изучения, т.к. главным ее условием является принцип «от простого к сложному»;

— четкость изложения задач и прогнозируемые результаты для каждого года обучения индивидуально.

1.7. Материально технические условия реализации программы предмета «Классический танец» обеспечивает возможность достижения обучающимися результатов установленных данной программой, установленных ФГТ.

Материально – техническая база школы соответствует санитарным и противопожарным нормам и имеет: балетные залы со спец.покрытием, балетными станками и зеркалами, музыкальную аппаратуру, раздевалками (мужская и женская), фортепиано, библиотеку, видео и аудиотеку.

 

Программа по предмету  «Народно – сценический танец»

 

1.1. Народно-сценический танец является одним из основных предметов хореографических дисциплин и неотъемлемой частью начального хореографического образования.

Народно – сценический танец дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народностей, расширяет и обогащает их исполнительские возможности.

Основной задачей всего курса является обучение эмоциональной выразительности исполнения, умение точно передать стиль и манеру исполнения народного танца.

Народно – сценический танец тесно связан со всем циклом танцевальных дисциплин, прежде всего с классическим танцем.

Практика ведения данного предмета показала, что педагог на начальном этапе должен уделять основное внимание культуре исполнения. Основными задачами первых лет обучения являются:

— умение ориентироваться в пространстве;

— развитие чувства позы;

— навыки координации;

— культура общения с партнером;

— навыки ансамблевого исполнения;

— умение передать в движении стилевые особенности народной музыки.

В течении всего периода обучения постепенно и планомерно увеличивается мышечная нагрузка усложняется лексика, композиция заданий и танцевальных этюдов.

В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям с учетом их физических данных и способностей. Педагог может увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности в зависимости от состава класса.

1.2. Основной срок реализации программы предмета «Народно –сценический танец» составляет 8 лет обучения, с дополнительным годом обучения – 9 лет.

1.3. Уроки народно – сценического танца проводятся в следующей форме:

Групповые занятия – от 11 обучающихся;

Мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 обучающихся

Индивидуальные занятия – от 2 –х обучающихся.

Цели и задачи учебного предмета «Народно –сценический танец» определены индивидуально для каждого года обучения.

1.4. Учебная программа по «народно – сценическому танцу» является неотъемлемой частью в обеспечении целостного художественно – эстетического развития личности и приобретения ею в процессе освоения ОП танцевально – исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Она предполагает:

— умение выполнять комплексы специальных хореографических упражнений способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств освоения танцевальной культуры народов разной национальности;

— знание культуры общения с партнером.

1.5. В структуре программы содержится 3 раздела:

— теория и методика изучения народно –сценического танца;

— практические занятия (экзерсис у станка, этюды на середине зала, мужская и женская индивидуальная техника);

— изучение терминологии народно – сценического танца.

1.6. Основные принципы программы:

— доступность (с учетом возрастных способностей и степени подготовленности учащихся)

— вариативность

— обеспечение преемственности

— взаимосвязь с предметом «Классический танец».

1.7. Материально техническая база хореографической школы позволяет реализовывать программу в условиях, обеспечивающих возможность достижения обучающимися высоких результатов.

Материально – техническая база ДХорШ:

— соответствует санитарным и противопожарным нормам;

— нормам охраны труда;

— имеет в наличии 4 оборудованных всем необходимым, балетных зала (установлены станки, зеркала, пол покрыт специальным линолиумом).

В каждом балетном зале в наличии: музыкальный инструмент  (фо-но), звуковая аппаратура; оборудованы мужская и женская раздевалки.

 

Программа по предмету  «Подготовка концертных номеров»

 

1.1.  Искусство танца является поистине единственным в своем роде виде деятельности человека, отражающим его внутренний мир, так и различные условия его существования.

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я», он имеет огромное значение как средства воспитания национального сознания.

Важным акцентом в данной программе является то, что предмет «Подготовка концертных номеров» единственный, в своем роде, в котором происходит комплексное слияние всех специальных дисциплин в области программы «Хореографическое творчество». Данная программа дает возможность изучения учащимися самых разных танцевальных направлений; сценической интерпретации национального танцевального фольклора, классической хореографии, танца «Модерн» и многое другое.

Только благодаря этому учебному предмету обучающиеся могут до конца реализовывать свои профессиональные способности в области хореографического искусства через главное – «встречу со зрителем» т.е. посредством выступлений на различных сценических площадках ради которого они постоянно и методично, путем огромных усилий постигают искусство танца в балетном зале.

1.2. Основной срок реализации данной программы 8 лет. С дополнительным годом обучения – 9 лет.

1.3. Уроки постановки концертных номеров проводятся в форме:

групповых занятий,

индивидуальных занятий,

мелкогрупповых занятий,

репетиционной работы (в балетном зале и на сцене).

Цели и задачи учебного предмета «подготовка концертных номеров» определены для каждого года обучения индивидуально.

1.4. Учебная программа «подготовка концертных номеров» является одной из основных в обучении по программе «хореографическое творчество», т.к. реализация творческих достижений обучающихся неотъемлемо связана с показом концертных номеров на различных сценических площадках; демонстрацией тех умений, навыков и знаний, которые они приобрели, изучая другие хореографические дисциплины.

Доминирующими принципами реализации данной программы являются:

— формирование личности посредством хореографического творчества;

— приобретение исполнительского опыта;

— умение работать в ансамбле;

— популяризация хореографического искусства;

— раскрытие творческого потенциала обучающегося.

1.5. Структура программы состоит из 5 разделов:

— методические содержание программы;

— практические навыки;

— концертные выступления;

— репетиционная работа.

1.6. Основные принципы программы:

— соответствие возрастным особенностям обучающихся;

— индивидуальный подход;

— вариативность;

— доступность.

1.7. Материально – техническая база предоставленная для освоения обучающимися данной программы полностью соответствует санитарным нормам и противопожарным требованиям и включает в себя наличие:

— оборудованных балетных залов (станки, зеркала, специальный линолеум)

— оборудованные мужские и женские раздевалки

— музыкальные инструменты;

— видео и аудиоаппаратура;

— сценические костюмы, танцевальная обувь;

— балетная форма, обувь.

 

Программа по предмету

       «Слушание музыки и музыкальная грамота»

 

1.1.  Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» занимает важное место в комплексе дисциплин, развивающих у детей образное мышление, способность правильно, чутко воспринимать музыку, воспитывающих художественный вкус.

Особенностью курса является соединение на одном уроке трех видов занятий:

— слушание музыки;

— музыкальная грамота;

— сольфеджирование.

Изучение определенных теоретических понятий и формирование вокально – интонационных навыков ведется на основе изучаемого материала по разделу «Слушание музыки». Разделы «Музыкальная грамота» и «Сольфеджирование» необходимы для более активного восприятия обучающимися музыкального материала.

Раздел «Слушание музыки» для хореографических отделений имеет свою специфику. Наряду с общей музыкальной культурой, изучение его должно дать обучающимся более глубокие знания о танцевальных жанрах и балетной музыке.

Музыкально – теоретические знания даются также с учетом специфики хореографической направленности, а именно: учащиеся довольно рано знакомятся с самыми разными метроритмическими и структурными особенностями изучаемой музыки.

Формирование вокально – интонационных навыков является одной из задач данного курса. На занятиях ведется такая форма работы, как пение по нотам. Она может быть ограничена пением несложных попевок и песен, а также нотных примеров из учебных пособий, рекомендуемых для занятий по музыкальной грамоте и сольфеджио.

1.2.  Срок реализации программы по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» составляет 4 года обучения.

1.3.  Уроки «Слушание музыки и музыкальная грамота» проводятся в форме групповых занятий. Наполняемость групп от 10 обучающихся.

1.4.  Цели и задачи учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»:

— Формирование у детей умения художественного восприятия музыки, развитие их музыкальных  способностей, воспитание положительного устойчивого отношения обучающихся к музыкальному искусству;

— воспитание музыкальной культуры;

— формирование способностей к эмоционально – образному восприятию музыки, развитию тонкости эмоционального проникновения в образную среду музыки;

— формирование художественного мышления обучающихся;

— развитие умения понимать характер музыкальных образов, логику их развития;

— формирование деятельно – практического отношения к музыке;

— развитие у обучающихся конкретных музыкально – слуховых представлений и исполнительских навыков;

— формирование элементарного понятийного аппарата в процессе усвоения музыкально-теоретических знаний.

1.5.   Структура программы содержит 2 раздела:

— практический (слушание музыки, анализ музыкальных произведений, пение по нотам);

— теоретический (конспектирование тем, рефератов).

1.6. Основные принципы программы:

— доступность;

— наглядность;

— систематичность и последовательность;

— связь с хореографическими дисциплинами, терминологией.

1.7. Материально технические условия реализации программы предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» соответствует предъявляемым требованиям. В школе есть отдельный кабинет, оснащенный теле-видео-аудио оборудованием; пианино.

 

Программа по предмету  «Музыкальная литература»

 

1.1. Музыкальная литература является синтезирующим предметом, который обобщает знания и навыки по музыкальным дисциплинам: теория музыки, анализ музыкальных произведений, ритмике; способствует формированию целостного представления о национальной художественной, танцевальной и музыкальной культуре, ее месте в наследии мировой художественной культуры.

Курс образовательной программы, в основе которой лежит жанровый, а не хронологический принцип изучения произведений, позволяет обратиться к творчеству большого числа авторов в различных жанрах искусства разных эпох и национальных школ.

Программа складывается как из обзорных тем, в которых находит освещение наиболее значительные музыкально – общественные явления в связях с мировой историей и культурой; так и монографических  тем, посвященных биографиям и творчеству отдельных композиторов.

Использование межпредметных связей музыкальной литературы с хореографическими дисциплинами способствует расширению кругозора обучающихся, формирует потребности познавательной деятельности и дальнейшего изучения мира искусства.

1.2.  Срок реализации программы предмета «Музыкальная литература» рассчитан на 2 года обучения.

Предмет «Музыкальная литература» вводится в учебный план в 5 классе для обучающихся с восьмилетним сроком обучения.

1.3.  Уроки музыкальной литературы проводятся в форме групповых занятий:

Наполняемость групп – от 11 чел.

1.4.  Содержание обучения направлено на усвоение информативных и понятийных знаний, на развитие и формирование музыкально культуры обучающихся, воспитания музыкального вкуса, умения слушать и слышать произведения академического репертуара, формировать потребность и развивать способность обучающихся к самостоятельному духовному постижению художественных ценностей.

1.5. В структуре программы содержится 2 раздела:

— теоретические занятия;

— слушание музыки.

1.6. Основные принципы программы:

— доступность (с учетом возрастных способностей   обучающихся)

— вариативность

— взаимосвязь с хореографическими дисциплинами.

1.7.  Материально – техническая база ДХорШ:

— отдельный кабинет, оборудованный фортепиано, видео – аудио аппаратурой.

 

       Программа по предмету

       «История хореографического искусства»

 

1.1. Воспитание и обучение детей хореографическому творчеству неразрывно связано с вопросами изучения истории хореографического искусства. Предмет «История хореографического искусства» играет немаловажную роль в формировании личности обучающегося, дает ему возможность не только изучать историю хореографии, но и обобщить, осмыслить сведения, полученные при изучении смежных дисциплин, а так же помочь разобраться в сложных явлениях, происходящих в мире искусства в настоящее время.

Данная программа рассматривает формирование, преемственность и закономерности этапов развития хореографии, творческую деятельность великих балетмейстеров, танцовщиков и профессиональных танцевальных ансамблей, произведений классической, народной и современной хореографии.

Основу программы составляет краткое описание жизни и творчества выдающихся хореографов и балетмейстеров, деятельность которых определяла развитие  профессионального искусства и анализ их наиболее значительных работ.

1.2.   Срок реализации программы по предмету «История хореографического искусства» составляет 2 года, с дополнительным годом обучения (9лет) – 3 года.

1.3. Уроки «История хореографического искусства» проводятся в форме:

Групповых занятий .

Мелкогрупповых занятий .

1.4.  Цели и задачи предмета:

— Формирование у обучающихся целостного представления об исторических особенностях развития хореографического искусства;

— формирование аналитических навыков и развитие навыков профессионального мышления в области хореографического творчества;

— воспитание художественного вкуса на примере выдающихся произведений хореографии;

— обогащение творческого воображения и мышления, развитие увлеченности хореографической деятельностью.

1.5.  Структура программы содержит  два раздела:

— практический – посещение балетных спектаклей и концертных программ;

— теоретический.

1.6. Основные принципы программы:

— доступность;

— сознательность и активность;

— наглядность;

— систематичность и последовательность.

1.7. Материально технические условия реализации программы предмета «История хореографического искусства» полностью соответствуют предъявляемым требованиям.

В школе есть  учебный класс оборудованный необходимой мебелью для проведения уроков (столы, стулья), аудиоаппаратурой, видеоаппаратурой, компьютером, учебными и наглядными пособиями.

 

          Программа по предмету  «Сценическая практика»»

 

1.1.  «Сценическая практика» как учебная дисциплина в нашей школе ставит цель выявить и раскрыть творческие задатки каждого обучающегося и дать возможность реализовать их во время обучения в соответствующем репертуаре.

Танцевальная практика является органическим продолжением учебного процесса. Полученная сумма знаний, навыков и умений на уроке по специальным дисциплинам развивается и закрепляется в сценической практике. Каждый предмет имеет выход на сцену. При этом, разумеется, учитываются возрастные особенности учащихся и их технические возможности.

В нашей школе сложилось два  направления организации сценической практики – учебный и концертный репертуар.

В учебный репертуар входят:

— танцевальные композиции, созданные на уроках ритмики;

— учебные этюды и композиции народного, народно-сценического, классического и современного танцев.

Концертный репертуар – это постановки оригинальных произведений на основе:

— народного танца;

— классического танца;

— современного танца.

В целом охвачены многие жанры хореографического искусства. Народный танец технически доступен большинству учащихся. В тоже время он дает возможность разнообразно строить репертуар, согласуя его по степени сложности примерно к каждой возрастной группе. Именно поэтому народный танец стал основой репертуара «Народного» ансамбля танца «Контраст» и коллективов спутников НАТ «Контраст».

НАТ «Контраст» имеет свою концертную программу, в которую входят хореографические миниатюры, построенные на народном материале, современные композиции, деми – классика.

Хореографические формы создания сценического репертуара:

— отчетные концерты, хореографической школы, с концертной программой;

— отчетный концерт хореографической школы – форма «класс-концерт»;

— концерт НАТ «Контраст» и коллектива спутника НАТ «Контраст»;

— участие в концертных программах и культурно – массовых мероприятиях города и республики;

— участие во Всероссийских Международных, межрегиональных, республиканских  и зональных фестивалях и конкурсах.

1.2.   Срок реализации программы  — 1 год.

 

1.3. Уроки по предмету сценическая практика проходят в форме групповых, индивидуальных и мелкогрупповых занятий.

1.4. Цели и задачи:

— совершенствование танцевального мастерства;

— подготовка и участие в концертных программах, конкурсах и фестивалях различного уровня;

— подготовка к поступлению в ССУЗы и ВУЗы культуры и искусств, для продолжения получения профессионального образования в области хореографического искусства.

1.5. Учебный предмет «сценическая практика» направлен на:

— закрепление и совершенствование знаний и навыков в области хореографического искусства;

— подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего звена, реализующие программу в области хореографического искусства;

— самореализацию в этом виде художественного творчества.

1.6. Структура программы состоит из:

— теории и методики;

— практических занятий;

— репетиционной работы;

— концертных выступлений.

1.7. Основные принципы программы:

— доступность для изучения;

— вариативность;

— индивидуальный подход.

1.8. Материально технические условия реализации программы:

— наличие оборудованных балетных залов (станки, зеркала, спец.линолеум);

— наличие музыкальных инструментов (фортепиано);

— наличие видео и аудиоаппаратуры;

— наличие мужской и женской раздевалки;

— наличие репетиционной формы и обуви;

— наличие сценических костюмов и обуви.

 

Дополнительная общеразвивающая программа в области хореографического искусства художественно-эстетической направленности, которая реализуется как для детей, так и для взрослых  

 

1.1.  Музыкально – ритмическое воспитание занимает важное место в системе художественно – эстетического образования.

Данная образовательная программа «Школы раннего эстетического развития» направлена на воспитание и развитие танцевальной техники и является первой ступенью в хореографическом образовании.

Ее освоение способствует  формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.

В основе программы лежит обучение музыкально – ритмическим движениям, используя простые и разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и т.д.), креативные методики (игропластика, партерная гимнастика) и инновационные направления (пальчиковая гимнастика, самомассаж).

1.2.  Срок реализации  программы составляет 3 года.

1 год: развитие музыкально – двигательной выразительности, пластики тела; музыкально – игровое творчество.

2 год: совершенствование навыков музыкально – двигательной выразительности, пластичности тела; решение музыкально – творческих задач.

3 год: усовершенствование музыкально – двигательных приемов и навыков; музыкально – игровые этюды; сценическая деятельность; изучение элементов классического и народно – сценического танцев.

1.3.   Форма организации деятельности:

Основной формой учебной работы является групповой урок (состав группы____). Занятия также могут проводится в форме мелкогрупповых  (от 4 – 10 человек) индивидуальных ( от 2 человек), раздельно с мальчиками и девочками.

Формы проведения занятий:

— учебное занятие;

— беседа;

— игра;

— музыкальное соревнование;

— открытый урок;

— концерт;

— конкурс.

1.4. Структура методов обучения состоит из:

— наглядного – практического показа;

— словесного – объяснение (образное);

— игрового – учебный материал в игровой форме;

— творческого – самостоятельное создание обучающимися музыкально – двигательных образов;

— метод повторения.

1.5. Основные принципы программы:

— доступность;

— соответствие учебного материала возрастным особенностям детей;

— обязательность игровых компонентов;

— четкость изложения материала.

1.6. Материально – технические условия  реализации программы  полностью соответствуют требованиям новых ФГТ:

— наличие оборудованных балетных залов;

— наличие спортивного инвентаря (мячи, скакалки и т.д.) необходимого для занятий;

— наличие аксессуаров для проведения занятий с включением игровых элементов для развития образного мышления.

Образование осуществляется на русском языке

11 22