Положение об осуществлении дистанционного обучения

Приложение

ПРИНЯТО
Педагогическим советом МАУ «ДХорШ» ГО г. Кумертау РБ
(протокол от 26.03.2020 № 5)

СОГЛАСОВАНО

Советом школы МАУ «ДХорШ» ГО г. Кумертау РБ
(протокол от 25.03.2020  №4)

СОГЛАСОВАНО
Советом родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся
МАУ «ДХорШ» ГО г. Кумертау РБ
(протокол от 25.03.2020 №4)

СОГЛАСОВАНО
Советом обучающихся МАУ «ДХорШ» ГО г. Кумертау РБ
(протокол от 24.03.2020 № 5)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МАУ «ДХорШ» ГО г. Кумертау РБ
от 26.03.2020 № 28 – од

ПОЛОЖЕНИЕ

об осуществлении дистанционного обучения в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Детская хореографическая школа» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

 

  1. Общие положения

Настоящее Положение об осуществлении дистанционного обучения в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Детская хореографическая школа» городского округа город Кумертау Республики Бащкортостан (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226), постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», а также Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, направленных письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04.

Положение разработано в целях обеспечения реализации дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ в области хореографического искусствв с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Положение направлено на организационно-методическое, материально-техническое, организационно-педагогическое обеспечение дистанционного обучения в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Детская хореографическая школа» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее —  Школа).

Для целей реализации настоящего Положения применяются следующие основные понятия:

электронное обучение — организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников;

дистанционные образовательные технологии — образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционным обучением понимается реализация дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств (далее – образовательные программы) с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Применение дистанционного обучения позволяет  Школе расширить свои возможности в осуществлении образовательной деятельности в различных условиях, в том числе при изменении режимов работы школы (по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и другим причинам), в обеспечении эффективной самостоятельной работы обучающихся в период каникулярного времени, в создании условий для разработки индивидуальных траекторий обучения детей.

В периоды особых режимных условий  Школа  обеспечивает переход обучающихся на дистанционное обучение.

Видами использования дистанционного обучения являются:

реализация образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

реализация образовательных программ или их частей с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий как вспомогательных средств обучения.

По решению Школы реализация образовательных программ может осуществляться путем смешанных форм обучения.

При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий детская школа искусств:

создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды (платформы), обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;

обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется Школой самостоятельно, и контроль соблюдения установленных условий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.

 

  1. Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения

Переход на дистанционное обучение, объявляемое для всех обучающихся, устанавливается приказом директора Школы.

Школа, обеспечивая дистанционное обучение:

формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждому учебному предмету, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут;

информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением дистанционного обучения, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего и промежуточного контроля по учебным предметам, проведения консультаций;

организует ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.

Школа размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расписание онлайн-занятий, требующих присутствия обучающихся в строго определенное время.

Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на организацию учебного процесса в форме дистанционного обучения подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя (законного представителя).

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Школа обеспечивает внесение соответствующих корректировок в рабочие программы учебных предметов и (или) учебные планы в части изменения календарных, календарно-тематических планов, графика промежуточной аттестации, форм обучения (лекция, онлайн консультация, онлайн конференция, вебинар и другие), использования технических средств обучения. В случае возможности дистанционного обучения в форме онлайн конференций, вебинаров сохраняются мелкогрупповые (групповые) формы проведения занятий по соответствующим учебным предметам.

Дистанционное обучение обеспечивается разработанным учебным, учебно-методическим материалом, позволяющим осуществить педагогический процесс в дистанционном формате в соответствии с реализуемыми образовательным программами.

 

  1. Материально-техническое обеспечение дистанционного обучения

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Школа обеспечивает доступ обучающихся к электронной информационной образовательной среде, представляющей собой совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, необходимых и достаточных для организации опосредованного (на расстоянии) взаимодействия обучающихся с преподавателями, а также между собой.

Организация дистанционного обучения может осуществляться на базе электронных ресурсов – платформы Скайп и других[1]. Для осуществления бесперебойного процесса разрабатывается инструкция по пошаговым действиям участников дистанционного обучения.

Организация дистанционного обучения обеспечивается соответствующим техническим оборудованием. В случае необеспеченности отдельных обучающихся достаточным оборудованием решение об обеспечении дистанционного обучения для таких обучающихся решается в индивидуальном порядке.

В случае временного перевода всех обучающихся на обучение
с применением электронных учебных изданий по учебным предметам Школа обеспечивает возможность доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке) каждому обучающемуся.

 

  1. Организационно-педагогическое обеспечение дистанционного обучения

При переходе на дистанционное обучение с педагогическими работниками заключаются дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых устанавливаются: новые условия труда, права и обязанности, ответственность, определенные для работодателя и работника в условиях применения дистанционного обучения.

При переходе на дистанционное обучение МАУ «Детская хореографическая школа» через ответственных лиц:

актуализирует имеющиеся в электронном виде учебные и методические материалы по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся, педагогических и административных работников, ответственных за организацию учебной деятельности, а также инструкции по размещению учебных материалов,

обеспечивает создание (при необходимости) тестовых заданий, публикацию объявлений, сбор и обработку письменных работ обучающихся, а также организацию текущей и промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного процесса.

Школа  разрабатывает и утверждает:

формы расписаний учебных занятий, проводимых в рамках дистанционного обучения, формы отчетов педагогических работников о проведенных занятиях, формы учета посещаемости и успеваемости учащихся (при необходимости).

Педагогические работники:

планируют свою деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создают простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;

выражают свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.

Виды уроков (занятий), применяемые при организации дистанционного обучения:

  1. Видеоурок – урок в записи.
  2. Урок-конференция – урок в реальном времени с возможностью видео коммуникаций преподавателя и группы обучающихся.
  3. Урок-вебинар – урок в реальном времени для группы обучающихся; ведущим вебинара является преподаватель, коммуникации с обучающимися могут осуществляться на различном уровне, в зависимости от заложенного в «вебинарной комнате» функционала: от коммуникации через чат – до возможностей конференции.
  4. Организация и сопровождение самостоятельной работы обучающихся – учебный процесс, связанный с обменом информацией между преподавателем и обучающимся на основе учебных материалов, направленных преподавателем обучающемуся по установленным каналам связи.
  5. Индивидуальное занятие – урок с обучающимся в реальном времени. Индивидуальный урок в условиях дистанционного обучения – это видео общение преподавателя и обучающегося.
  6. Консультации (собеседования). Проводятся в различных доступных форматах в установленный для обучающихся промежуток времени и по установленному Школой расписанию.
  7. Контроль и оценка. Применяется как форма текущего (промежуточного) контроля.

При разработке поурочного планирования, самостоятельной работы обучающихся  необходимо учитывать продолжительность непрерывной работы с изображениями на индивидуальном мониторе компьютера, установленную постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»:

1-2 классы — 15 минут,

3-4 классы — 15 минут,

5-7 классы — 20 минут,

8-11 классы — 25 минут.

К другим способам использования дистанционных образовательных технологий в Школе относятся следующие:

— дистанционная поддержка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— дистанционные консультации;

— организация самостоятельной работы обучающихся в каникулярный период, период карантина;

— организация реализации отдельных учебных предметов за пределами осваиваемой образовательной программы с использованием дистанционного обучения;

— организация занятий с использованием дистанционных образовательных технологий для пропускающих школьные уроки детей по причинам болезни;

— реализация индивидуальных учебных планов с использованием дистанционного обучения.

При дистанционном обучении эффективность разработанных учебных материалов является решающим фактором успешности реализации образовательной программы в дистанционной форме.

Под разработкой учебных материалов понимается: использование и корректировка собственных разработок, оцифровка учебных пособий, разработка тестов, викторин, презентаций, контрольных работ, подбор и обработка материалов, размещенных на различных ресурсах, в информационных базах, а также материалов, открытых для свободного доступа на сайтах издательств, библиотек, других учреждений культуры.

Учебные материалы:

— разрабатываются с учетом поурочной подачи;

— разрабатываются с учетом применения интерактивных технологий;

— обладают качествами, которые стимулируют самостоятельную деятельность обучающихся;

— позволяют осуществить оперативный контроль и оценивание выполнения заданий;

— включают наглядные материалы, иллюстрации, схемы, таблицы;

— разрабатываются с учетом доступных программ и платформ, способов передачи учебного материала от преподавателя и результатов самостоятельной работы – от обучающегося.

Приоритетной формой учебного материала в учебном методическом комплексе является форма учебника, в структуре которого предусматривается наличие теоретических сведений, практических заданий, вопросов, направленных на освоение теоретических знаний. Наличие данного комплекса позволяет в ситуации установленного периода дистанционного обучения моделировать традиционный учебный процесс, максимально адаптируя его к новым условиям. Комплекс, созданный преподавателем самостоятельно, составленный на основе собственных разработок, различных элементов учебных пособий, хрестоматий, мультимедийных программ, аудио и видео материалов может успешно заменить учебник.

В целях разработки учебно-методических комплексов в Детской школе искусств могут создаваться временные творческие коллективы. Коллективная работа позволит осуществить процесс перехода на дистанционное обучение в наиболее короткие сроки. Разработанные комплексы будут успешно применяться в дальнейшем, пополнят библиотеку школы, могут стать актуальным и полезным материалом для молодых преподавателей.

 

  1. Организация рабочего времени. Трудовые действия преподавателя и концертмейстера в период организации дистанционного обучения

 

В соответствии с законодательством Российской Федерации рабочее время преподавателя включает: проведение учебных занятий (нормируемая часть рабочего времени), другую педагогическую работу (ненормируемая часть рабочего времени)[2].

В период проведения дистанционного обучения установленная преподавателю учебная нагрузка может распределяться следующим образом:

проводимые индивидуальные занятия, уроки-конференции, уроки-вебинары, организация и сопровождение самостоятельной работы обучающихся, консультации (собеседования) с обучающимися, контроль и оценивание.

В «другую педагогическую работу» при организации дистанционного обучения включается:

проведение работ по корректировке календарных, календарно-тематических планов, по внесению изменений в рабочую программу учебного предмета;

разработка уроков (поурочное планирование, создание подробного поурочного плана);

разработка и оформление учебного материала для самостоятельной работы обучающихся, в том числе создание видеоуроков, фонограмм, анализ и подбор электронных ресурсов;

оперативное информирование обучающихся и родителей об особенностях организации учебного процесса;

рассылка необходимых учебных материалов;

организация самостоятельной работы обучающихся;

контроль и оценка самостоятельной работы обучающихся, проведение консультаций для родителей, методическое сопровождение полезного досуга учащихся.

В должностные обязанности (трудовые действия) концертмейстера может быть включено: запись фонограмм исполнительского репертуара и обеспечение обучающихся данным музыкальным материалом, прослушивание (в том числе, совместно с преподавателем) подготовленного обучающимися музыкального материала, прием и оценивание партий.

 

  1. Учет часов учебной работы педагогических работников, учет успеваемости и посещаемости обучающихся

Учет часов учебной работы педагогических работников осуществляется на основании ежедневных отчетов преподавателей и концертмейстеров по установленной МАУ «Детская хореографическая школа» форме.

Расписание занятий в Школе устанавливается на основании приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», исходя из продолжительности занятий – не более 30 минут[3].

 

 Форма отчета преподавателя

МАУ «ДХорШ» ГО г. Кумертау РБ

о выполнении учебной нагрузки

 

Преподаватель______________________

Концертмейстер _______________________

Дата___________________________

Расписание Учебный предмет Класс Форма проведения учебных занятий Примечание
         
         
         
         

 

Учет посещаемости и успеваемости обучающихся осуществляется на основе форм учебной документации, применяемой в МАУ «Детская хореографическая школа». При необходимости возможны дополнительные инструкции к ведению журнала учета успеваемости и посещаемости обучающихся, разработка вкладышей к журналу.